Без рубрики

Мотивационный вектор развития стереозрения у детей-подростков и взрослых после устранения косоглазия (физиологические аспекты)

И.Э. Рабичев*,**, А.В. Котов***,****, А.Х. Данилова**

Показать больше


*Московский государственный педагогический университет
**Центр исследования и коррекции зрения «Восприятие»
***Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина
****Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
e-mail: [email protected][email protected]

Поступила в редакцию 30.05.2017

УДК 57.016.4

Аннотация. Одной из причин низкой эффективности формирования и развития стереозрения после устранения косоглазия является неучет специалистом дефицита мотивационной составляющей у тренируемых в ходе проведения с ними коррекционных мероприятий. Авторами разработан и апробирован метод обучения произвольным микровергентным движениям глаз для формирования и развития стереозрения при организованной векторно направленной мотивационной активности обучаемого. Положительный результат достигается за счет иерархически организованной мотивационной активности субъекта, его стремления к достижению окончательного полезного приспособительного эффекта, т.е. полноценному бинокулярному стереозрению.

Ключевые слова: мотивационный вектор, косоглазие, фузия, развитие стереозрения.

Список литературы
  1. Кащенко Т.П., Райгородский Ю.М., Корнюшина Т.А. Функциональное лечение при косоглазии, амблиопии, нарушениях аккомодации // Методы и приборы. М.: ИИЦ СГМУ, 2016. 163 с.
  2. Рабичев И.Э., Котов А.В. Системная организация стереовосприятия // Труды Межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 17. Системные механизмы психической деятельности. М., 2012. С. 133–140.
  3. Рабичев И.Э. «Виртуальный бинокулярный зрительный образ» как показатель сенсомоторной интеграции в системе восприятия зрительной информации двумя глазами // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2012. № 1. С. 39–47.
  4. Рабичев И.Э., Котов А.В. «Мнимый зрительный образ» как информационный эквивалент нормы при направленной коррекции зрения // Труды Межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 11. Системные аспекты физиологических функций. М., 2002. С. 81–84.
  5. Рабичев И.Э., Котов А.В., Поляков А.Р. Формирование специфической мотивации и обучение методам функциональной коррекции остроты зрения у школьников // Наука и образование. 2014. № 3. С. 100–103.
  6. Рабичев И.Э., Котов А.В. Концепция сенсомоторной и мотивационной интеграции в механизмах бинокулярного зрения //Наука и образование. 2012. № 2. С. 97–102.
  7. Скрипаль А.В., Усанова Т.Б., Абрамов А.В., Усанов Д.А. Компьютерная видеодиагностика непроизвольных движений глаза // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2001.
    № 10. С. 58–61.
  8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 547 с.
  9. Айрапетьянц Э.Ш., Голиков Н.В., Ананьев Б.Г. Академик Алексей Алексеевич Ухтомский. К 90-летию со дня рождения. М.;Л.: Наука, 1965. 61 с.
  10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 320 с.
  11. Котов А.В., Алакоз Г.М., Рабичев И.Э. Конфликт как фактор развития и реализации функций живых и сложных кибернетических систем: сравнительные аспекты // Наука и образование. 2013. № 3. С. 142–152.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.