Без рубрики

К методике исследований гидротермических деформаций на автомобильных дорогах криолитозоны

Д.М. Шестернев*, Т.В. Острельдина**

Показать больше


*Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, г. Якутск
**Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 551.32:551.34

Аннотация. Анализ ранее выполненных исследований выявил актуальность проблемы для разработки эффективных способов и мероприятий управления гидротермическими деформациями, численное значение которых определяется как разность между пучением при промерзании и осадок при оттаивании основания и земляного полотна автомобильных дорог в годовом климатическом ритме. В настоящее время для ее решения используются методики и оборудования, не учитывающие конструктивных особенностей (высоты насыпи, наличия или отсутствия в их основании мерзлых грунтов, обводненности и т.п.). В работе с учетом этих недостатков предложена усовершенствованная система оценки деформаций, состоящая из двух площадок в границах природно-технической системы и литотехнической системы. В первом случае измеряются гидротермические деформации за пределами проезжей части автомобильной дороги, во втором – в пределах проезжей части. Новизна методики заключается в том, что в ее структуре предусмотрены исследования неравномерности деформаций конструктивных элементов автомобильных дорог в пространстве и во времени (дорожной одежды, основания откосов земляного полотна, обочин, кюветов, придорожной полосы). Значения деформаций грунтов и конструкций автомобильных дорог по площади предложено определять как разность перемещений поверхностных марок в годовом климатическом ритме, по глубине – с использованием дифференциальных измерителей гидротермических деформаций в зависимости от длительности теплых и холодных его стадий.

Ключевые слова: гидротермические деформации, методика, земляное полотно, автомобильные дороги, природно-техническая система, литотехническая система.

Список литературы
  1. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Сводный том. Утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №411 от 6.09.2006 года. М.; Якутск, 2006.
  2. Ершов Э.Д. Влагоперенос и криогенные текстуры в дисперсных породах. М., 1979. 216 с.
  3. Кондратьев В.Г. Стабилизация земляного полотна на вечномерзлых грунтах. Чита: Забтранс, 2011. 175 с.
  4. Шестернев Д.М. Линейные сооружения в криолитозоне России / Материалы 5-й конф. геокр. России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 14– 17 июня 2016 г. Т.1, ч. 2. Линейные сооружения в криолитозоне. М.: Университетская книга, 2016. С. 228–235.
  5. Русанов Б.С. Гидротермические движения земной поверхности. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 226 с.
  6. Методические рекомендации по стационарному изучению криогенных физико-геологических процессов. М.: ВСЕГИНГЕО, 1979. 70 с.
  7. Шестернев Д.М., Шестернев Д.Д. Пучение крупнообломочных пород Читино-Ингодинской впадины в связи с потеплением климата/ Д.М. Шестернев, Д.Д. Шестернев // Криосфера Земли. 2007. Т. XXI, №4. С. 80–92.
  8. Шестернев Д.М. Основные принципы организации геокриологического мониторинга линейных сооружений (на примере железной дороги Беркакит–Томмот–Якутск) // Проблемы инженерного мерзлотоведения: Материалы IX Международного симпозиума, 3 сентября 2011 г., г. Мирный, Россия. Якутск: Изд-во ИМЗ СО РАН, 2011. С. 253–260.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.